Использование песочной терапии и игр с песком.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Песочную терапию условно можно разделить на 2 группы: рисование песком (песочная анимация) и игра в песочнице.
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения, усвоить разнообразные понятия. Работать можно как с обычным, так и с цветным песком.
Существует специальная программа по коррекции речевых нарушений с помощью песочной терапии, разработана в 2008 году Бумажниковой Н. В., называется «Песочная страна».
Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4), так и индивидуально.
Все игры с песком можно разделить на 3 группы:
- обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
- познавательные (с их помощью познаётся многообразие мира);
- проективные (осуществляется диагностика и развитие, развивается творчество и фантазия, идет обогащение словарного запаса, развитие связной речи, обучение рассказыванию).
Игры – упражнения на развитие мелкой моторики.
«Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях, потом ребенок попробует сам рассказать о том, что чувствует.
«Движения руками по песку». Предлагают поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения, «пройтись» ладошками, оставляя следы, рисуя узоры, попытаться найти сходство этих рисунков с какими-либо объектами окружающего мира.
Игра «Необыкновенные следы».
Игра «Кто к нам приходил?».
Игра – дыхательное упражнение.
«Песочный ветер».
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения, обучение грамоте.
«Наведи в песочнице порядок». Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежат неправильно и назвать их.
«Угадай, какая буква тебе попала в руки». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая это буква.
Игра «Построй домики» (деление слов на слоги). На возвышенностях, сделанных из песка, располагаем домики с одним, двумя, тремя окнами. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова (или предметы), с двумя – двухсложные и др.
Игра «Мой город». Задание – выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе.
Игра «Мы едем в гости». Развитие пространственных представлений, ориентировка на местности.
Игра «Превращение букв». Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ладонями, превращая буквы «Л» в «А», «О» в «Ю», «В» в «Р» и др.
Игра «Что спряталось в песке?» Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти то, что попадется. Назвать все предметы. Можно поиграть в игру «Чего не стало?» Можно поменять предметы местами и попросить ребенка навести порядок.
Результат применения песочной терапии у детей:
- коррекция всех средств речи и ее основных функций;
- совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- совершенствуются навыки коммуникации;
- закрепляются представления об окружающем мире.
подробнее » / « свернуть