Группа интегрированного обучения и воспитания открылась в ГУО «Детский сад № 22 г. Речицы» с 1 сентября этого года. Основной целью создания группы была реализация права детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество посредством включения в совместную деятельность с нормотипичными детьми. Всего в дошкольном учреждении функционируют 11 групп, из них 4 — с тяжёлыми нарушениями речи, 1 — для детей с интеллектуальной недостаточностью и 1 интегрированная группа, в состав которой входят воспитанники с РАС.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Елена ДВОРНИК, педагог-психолог первой квалификационной категории государственного учреждения образования «Детский сад № 22 г. Речицы»
Валентина ПУГАЧЁВА, учитель-дефектолог первой квалификационной категории государственного учреждения образования «Детский сад № 22 г. Речицы»
Еще совсем недавно аутизм был редким недугом. Но с каждым годом детей с диагнозом ранний детский аутизм (РДА) или РАС становится все больше. Аутизм — это заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации ребенка,речевой функции, психического развития.В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками.
Для успешной интеграции воспитанников в детском саду созданы специальные условия для обучения и воспитания: адаптированное пространство, позволяющее компенсировать отсутствующие навыки с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников; грамотно составленное и визуализированное расписание дня; продуманная подача учебного и игрового материала; организованный в соответствии с программой образовательный процесс.
Для реализации программы была создана междисциплинарная команда, в состав которой вошли специалисты (тьюторы В. В. Кашкар, Е. А. Незнаева и Е. В. Яковлева, педагог-психолог Е. В. Дворник, учитель-дефектолог В. М. Пугачёва) и родители воспитанников.
Изучив особенности, интересы и потребности сопровождаемого ребенка, тьюторы создали среду для их индивидуального развития и успешной социализации. Тьюторы помогают сопровождать образовательный процесс так, чтобы каждый воспитанникусвоил принятую в детском саду программу. Пристальное внимание ими уделяется и работе с родителями. Тьютеры ежедневно знакомят их с трудностями и достижениями детей.
Неоценимую помощь оказывают родители воспитанников. Они тесно сотрудничают со всеми членами междисциплинарной команды, ответственно относятся к их рекомендациям, постоянно соотносят свои наблюдения с выводами специалистов и помогают корректировать программу работы с детьми. Постоянно повышают уровень родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей с РАС, посещают курсы, изучают методическую литературу.
Построение образовательной среды
Самый важный компонент образовательной среды — педагоги, т.е. те, на кого ложится весь груз ответственности за результат. В нашем случае это педагог-психолог и учитель-дефектолог, которые создали специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию, но и компенсацию нарушенных функций: распределение по зонам в соответствии с выполняемыми видами деятельности (зона обучения, игровая зона, зона отдыха, зона релаксации); организация и визуализация времени, чередования заданий, действий.
Коррекционно-развивающая работа специалистов направлена на образовательную деятельность, речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующим направлениям:
• формирование высших психических функций (ВПФ);
• коррекция эмоционально-волевой сферы;
• социально-коммуникативное развитие.
Вся коррекционная работа построена в игровой форме и по принципу от простого к сложному.
Для развития ВПФ используются:
• игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, работа с пластилином, песком, шнуровками, «бусами», мозаикой, конструктором «Лего», массаж и самомассаж);
• игры на развитие восприятия (зрительного — «Зашумлённые изображения», «Найди на картинке…», «Угадай, чья тень», «Узнай по контуру», «Собери целое»; пространства — «Выше, слева, правее, снизу», «Кто где спрятался»; цвета, формы, величины — «Продолжи ряд», «Разложи правильно», «Собери мороженое», «Мишки на поляне», «Рассели рыбок правильно», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»; времени — лото «Времена года», сортер «Изучаем времена года», «Календарь природы», шнуровка «От лета до зимы», «Режим дня», «Путаница»);
• игры на развитие внимания («Тигр-ловец», «Найди парочки», «Ох уж эти совушки», «Собери по образцу», «Найди отличия», «Корректурная проба»);
• игры на развитие мышления («Назови одним словом», «Часть и целое», «Найди причину и следствие», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Что перепутал художник», «Чего не хватает», «Подбери по аналогии», «Умный сундучок», «Разноцветные узоры», «Веселая логика», сортер «Пустые брюшки», лото «Ассоциации»);
• игры на социально-коммуникативное развитие (усвоение норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения в общественную жизнь).
Основной упор в своей работе Елена Валерьевна делает на нейропсихологический подход и метод мозжечковой стимуляции.
Комплекс нейропсихологических игр и упражнений направлен на изменение структуры нарушенных функций мозга и их компенсацию. Данный вид коррекции позволяет скорректировать особенности развития, навыки самоконтроля, облегчить вхождение в социальную среду. Используя данный вид коррекции, Елена Валерьевна
• формирует у ребенка ощущение собственного тела и пространства вокруг себя (проприорецепция);
• развивает зрительно-моторную координацию, способность точно направлять движение рук, пальцев;
• развивает зрительное и слуховое внимание;
• развивает произвольную регуляцию движений;
• развивает ВПФ;
• компенсирует когнитивные и поведенческие нарушения за счет функциональной активации подкорковых образований мозга, стабилизирует межполушарное взаимодействие.
Метод мозжечковой стимуляции.
Мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и за регуляцию эмоций и внимания, а также за развитие умственных способностей. В ходе занятий повышается пластичность головного мозга, появляется возможность улучшить функциональность его базовых структур, как следствие повышается уровень ВПФ, совершенствуются навыки социальной адаптации, стабилизирется психоэмоциональное состояние. Данную методику используют для детей с 3-х лет в качестве дополнительного развития и для детей с нарушением вниания, гиперактивностью, проблемами с поведением и обучением, координацией, расстройствами аутического спектра, ЗПР (задержка психического развития) иЗРР (задержка речевого развития)
Обучение глобальному чтению
При работе с детьми с РДА и РАС учитель-дефектолог использует метод обучения глобальному чтению, т.к. у таких детей сильной стороной в обучении является зрительная память. Она во многом компенсирует отсутствие или снижение восприятия информации через другие органы чувств. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально): мозг ребенка зрительно «фотографирует» все окружающие явления. Несмотря на неустойчивость внимания, дети способны воспринимать и запоминать значительное количество зрительных объектов. Когда мозг накапливает определенное количество информации, он начинает ее анализировать. В результате мозг ребенка самостоятельно производит технологию чтения любых слов и текстов.
При обучении глобальному чтению детей учат соотносить графический образ целого слова с его смысловой нагрузкой, а также с многообразием предметов, действий и признаков, которое это слово обозначает. Таким методом можно научить даже неговорящего ребенка воспринимать написанную информацию.
Очень часто по мере того, как неговорящие дети учатся узнавать слова, они начинают их проговаривать. Сначала дети выговаривают слова недостаточно четко, но важно то, что у них формируется база для развития речи. Постепенно буквенный состав слова запоминается.
Параллельно с глобальным чтением ребят учат печатать знакомые слова, сначала при предъявлении таблички-слова, а затем и без нее, опираясь вначале на изображение предмета, а потом — только на его звучание.
Резюме
Выстроить идеальную систему помощи ребенку можно только при условии глубокой заинтересованности в результате, доверия друг к другу и, конечно, искренней веры в успех. Лишь объединив усилия родителей, тьюторов и педагогов, можно достичь успехов в практике инклюзивного образования. Все решаемо, нужно просто трудиться, не опуская рук.
подробнее » / « свернуть